Главная » 2014 » Июль » 23 » Станет ли Россия мировым туристическим лидером?
04:59
Станет ли Россия мировым туристическим лидером?

Несмотря на то что еще месяц назад Александр Хлопонин озвучил решение российского правительства о том, чтобы приостановить строительство курорта «Матлас» на территории Хунзахского района Дагестана, накануне было объявлено о намерении возобновить строительство в августе этого года.

Администрация Хунзахского района Дагестана сообщает, что кабинет министров России собирается поддерживать развитие туристического потенциала Дагестана, в частности строительство «Матласа», но проект будет переформатирован. Сейчас разрабатываются новые модели развития курорта – менее затратные и более реалистичные. Сообщается, что в реализации проекта заинтересована группа компаний «Сумма».

Помимо КСК и курортов Краснодарского края, с некоторых к российским курортным регионам прибавился и Крым, более популярный и дешевый.

Так станет ли Россия лидером по приему туристов, наравне с остальными мировыми «курортными державами»? Эксперты полагают, что тут важно понять, что все-таки перевесит — качественная инфраструктура и условия приема туристов или репутация и политический образ.

О Матласе многомиллионном замолвите слово…

Все началось с того, что 5 июня 2010 года правительство РФ заявило о планах в ближайшие 10 лет построить на Северном Кавказе пять горнолыжных курортов европейского уровня. «Матлас» был одним из них.

Решение о приостановке крупномасштабного проекта было мотивировано тем, что строительство стало обходиться слишком дорого, да и затянулось изрядно. Только на возведение дорожной инфраструктуры понадобится свыше 20 миллиардов рублей, а это лишь небольшая часть предполагаемых расходов.

Эксперты говорили о том, что заявление Хлопонина в буквальном смысле слова перечеркивает всю программу развития туризма в Дагестане. Тогда же в прессе появились некоторые намеки на то, что намерение построить курорт «Матлас» выражает группа «Сумма» Зиявутдина Магомедова.

Идея обустроить горнолыжный курорт в труднодоступном горном Хунзахском районе, где крайне сложно построить инфраструктуру для большого туристического потока (на высоте 1,7-2,7 тысяч метров над уровнем моря), принадлежала бизнесмену Ахмеду Билалову. Он же, по совместительству, двоюродный брат Зиявутдина Магомедова.

Изначально объект оценивался в 1,5 миллиардов рублей, но с каждым годом сметы росли, и уже к прошлому году заявляемая сумма необходимого финансирования составляла около 30 млрд.

В пресс-релизах «Матлас» обозначен как «Круглогодичный туристического комплекс Матлас с лыжной трассой протяженностью около трех километров. На территории предполагается строительство комфортабельных отелей разных категорий. Планируется организация горного, велосипедного, конного и пешего туризма, развитие экстремальных видов спорта, а также отдых на побережье Каспийского моря».

Согласно планам, общая площадь 150 кв. км, длина канатных дорог – 38 км, количество канатных дорог – 22, длина горнолыжных трасс – 147 км, количество гостиничных номеров – 7300, сообщается на сайте комитета по туризму Дагестана.

Кто куда этим летом?

Тем не менее люди, задействованные в туристическом бизнесе, задаются вопросом перспективности подобных проектов. При всем богатстве выбора на Кавказ мало кто спешит, рассказывает Маргарита Журавкина, руководитель туристической фирмы, специализирующейся на внутренних маршрутах летнего отдыха. «Вообще, если честно, народу вообще стало меньше за последние год-два. Стали очень дешевыми перелеты в Европу. Так или иначе, Болгария, Черногория, Таиланд и остальные курорты, не менее живописные, но в разы более дешевые, забирают большой сектор. Даже наши санатории, несмотря на наполненность, все же не каждому по карману. Если строить курорты с такими вложениями, то когда же они оправдают свои расходы?» – задается вопросом Марина.

Она рассказывает, что в первые годы ее работы не было отбоя от желающих поехать на Архыз, в осетинскую Дигорию и прочие туристические зоны Северного Кавказа. Но, несмотря на имеющиеся предложения от местных отелей и принимающей стороны, как минимум в ее практике за последние два года не нашлось ни одного желающего ехать в Дагестан.

«Есть у нас предложения, там и санаторно-курортные центры есть – «Леззет», «Талги», бальнеологические природные источники. Но на меня как на сумасшедшую смотрят, когда я им предлагаю. Да и, откровенно говоря, дорого это. Двухнедельное пребывание с перелетом в среднем от 1,5-2 тысяч у.е. А ведь не скажешь, что там сервис, как в Ессентуках или Пятигорске. Вот и не рискуют», – говорит Журавкина.

Россия может претендовать на курортный центр. Судя по количеству проектов, задействованных на территории страны, ощущается желание как минимум затмить Грецию. Только есть одно «но», единственное и слишком существенное.

Практически все территории, на которые предполагается привлечение туристического кластера, имеют дурную репутацию, считает Всеволод Герасименков, политолог-аналитик экономических перспектив: «В основном в мире имеют представление о другом государстве только в соответствии со стереотипами. Практически это касается не только образов полуграмотных людей в шапках-ушанках с балалайкой в одной руке, пьющих водку с медведем на сугробе. Сегодня в мире бытует миф о нескончаемой войне в России, в том числе и на Кавказе. Да, есть туристы, которые приезжают в Дагестан, но это скорее дань экстремальной моде, вроде как и адреналин, и отдых».

Эксперт считает, что очень важно задуматься о репутации тех мест, в которые впоследствии будут приглашены предполагаемые туристы. «Думаю, привлечь их можно, если тщательно заняться вопросом и поставить таковую цель. Камбоджа в 90-х никак не рассматривалась в качестве туристического места. Репутация региона была примерно как у Дагестана сегодня: регион с религиозно-идеологическими вооруженными конфликтами, на территории которого идет открытое революционное противостояние противоборствующих сторон. Сейчас туда идет достаточно стабильный поток туристов», – уверен он.

Тем не менее, по общему мнению экспертов, туристических зон много не бывает. И даже в случае невозможности конкурентного преимущества на международном рынке, всегда есть внутренний дефицит. Средний россиянин вполне может стать основным потребителем услуг родного туристического кластера.

Источник: kavpolit.com
Просмотров: 1017 | Добавил: tortomeder | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0